KBRLIFE.RU > Музей > Артефакты курганов в Адыгее

Артефакты курганов в Адыгее


22 марта 2008. Разместил: rolik
Курган первоначально насыпался над одной могилой. Позднее в той же насыпи могли совершаться новые захоронения, и при этом курган часто досыпался. Таким образом, в одном кургане могут быть найдены погребения, относящиеся к различным культурам - от эпохи бронзы до средневековья.

Именно таков был хронологический диапазон экспонатов выставки, организованной Министерством культуры СССР и Государственным музеем искусства народов Востока, которая явилась своеобразным отчетом экспедиции о результатах трехлетних работ. Три года, а точнее три полевых сезона по три-четыре месяца, - срок небольшой. Однако археологический материал, столь ощутимо увеличивший коллекцию музея, позволил сделать уже теперь некоторые важные выводы, обогатившие археологическую науку.

Первые курганы на территории Северного Кавказа появляются в эпоху ранней бронзы (III тыс. до н. э.), когда здесь обитали племена майкопской культуры. Ёта культура названа по богатейшему кургану в г. Майкопе, раскопанному еще в конце прошлого века профессором Петербургского университета Н. Веселовским (вещи из Майкопского кургана хранятся в Особой кладовой Ёрмитажа). Им же были раскопаны каменные гробницы в курганах у станицы Новосвободной, содержавшие погребения племенной знати, по которым второй этап развития майкопской культуры назван новосвободненским.

Между характерными формами оружия, орудий труда и керамической посуды этих двух этапов одной культуры четко прослеживается преемственность. Совпадают и такие важные признаки, как положение и ориентировка останков погребенных.

С другой стороны, погребальные сооружения этих двух этапов резко отличаются друг от друга. На первом этапе хоронили в больших глубоких ямах, а для второго этапа характерны погребальные сооружения на уровне древнего горизонта (то есть уровне основания насыпи кургана), часто в виде срубов с галечной вымосткой пола и деревянным перекрытием.

Такая резкая смена формы погребальных сооружений побудила некоторых ученых отказаться от признания генетической связи между этими группами памятников и рассматривать их как самостоятельные культуры, имеющие разные истоки. К тому же «внезапное» появление каменных гробниц на Северном Кавказе именно в новосвободненское время как будто подтверждает подобную точку зрения.

В связи с этим большой интерес представляют несколько погребений, открытых нашей экспедицией.

Одно из них содержит вещи, относящиеся к раннему этапу майкопской культуры, но погребальное сооружение - сруб на уровне древнего горизонта с галечным полом - характерно для второго ее этапа. Оказывается, что резкого изменения конструкций погребальных сооружений на новосвободненском этапе не происходит. Очевидно, один из вариантов раннего погребального обряда получает наибольшее распространение на последующем этапе и вытесняет иные способы захоронения.

Кроме того, некоторые обнаруженные экспедицией погребальные сооружения из дерева и гальки новосвободенского времени подобны каменным гробницам. Может быть, здесь кроется разгадка вопроса о таинственном происхождении гробниц, сложенных из каменных плит? Возможно, они являются результатом развития обряда, родившегося еще на заре майкопской культуры.

Если вспомнить то, что погребенные в них принадлежали к социальной верхушке общества, то становится понятным применение более трудоемкого материала для сооружения гробниц.

В рядовых погребениях майкопской культуры вещей обычно немного, и буквально каждая из них имеет большое значение. Например, в одном из погребений был обнаружен прекрасно выделанный керамический сосуд (известно, что майкопцы в III тыс. до н. э. применяли гончарный круг!) с небольшим ша­ровидным туловом и высоким горлом. Он точно повторяет форму серебряных сосудов из Майкопского кургана.

Во II тыс. до н. э. майкопскую культуру на Северном Кавказе сменяет так называемая северокавказская археологическая культура. В девятиметровом кургане, который был известен у местных жителей под названием «Чернышев», нами открыто погребение, содержавшее богатый для этой культуры комплекс бронзовых украшений.

Почти все предметы выполнены в технике литья по восковой модели. Сначала из воска делали модель предмета, затем несколько раз опускали в жидкий раствор глины, наращивали необходимой толщины глиняное покрытие. При обжиге глины воск вытапливался через специальные отверстия, и в образовавшуюся полость заливали расплавленный металл. Для извлечения отливки форма разбивалась. Каждый предмет, изготовленный таким способом, уникален.

На реке Фарс, притоке Лабы, отрядом экспедиции был раскопан могильник, относящийся к киммерийскому времени (VIII-VII вв. до н. э.). Здесь найдены многочисленные предметы вооружения и конской упряжи, принадлежавшие воинам - всадникам времени перехода от бронзового века к железному. Именно в это время свершается на юге нашей страны этот важнейший переворот в материальной культуре народов, являвшихся предками меотов.

Как символ эпохи следует отметить биметаллические кинжалы с бронзовой рукоятью и железным клинком. Формы некоторых бронзовых вещей (в частности, булавок) позволяют говорить о связях населения, оставившего могильник на реке Фарс, с носителями культур эпохи финальной бронзы, которые на последних этапах своего развития начинают использовать железо. Ёто - колхидская культура в Закавказье и кобанская - на Центральном Кавказе.

В южных областях Закавказья в это время процветает рабовладельческое государство Урарту. О том, что народы Северного Кавказа контактировали с ним, говорит случайная находка в реке Лабе медною урартийского сосуда с характерными зооморфными ручками.

Наиболее значительна из представленных на выставке материалов коллекция вещей меото-скифского периода (VI - IV вв. до н. э.). Она происходит из окрестностей аула Уляп: из ритуальных комплексов (святилищ, жертвоприношений и тризн), располагавшихся на курганах бронзового века, и двух грунтовых могильников, занимавших пространство вокруг них. Ёта коллекция позволяет проследить развитие материальной культуры и прикладного искусства местных меотских племен, находившихся в тесном контакте со скифами.

Период V-IV вв. интересен тем, что развитие местных племен было усложнено нараставшим влиянием античного мира через посредство Боспорского царства. В рамках этого периода лепная керамика сменилась гончарной. Появились новые формы оружия. Так, место скифских акикаков заняли более длинные и тяжелые мечи «синдо-меотского типа», лишенные металлических перекрестий.

Среди экспонатов - многочисленные предметы конского убора, свидетельствующие о непрерывных изменениях в снаряжении коня и развитии искусства «звериного стиля».

В V в. до н. э. удила и псалии (парная деталь сбруи, крепившаяся к концам удил), а также простые круглые уздечные бляшки изготовлялись из железа. Концы псалиев и подпружные пряжки украшались схематизированными головками хищных птиц. Два больших бронзовых навершия (символические изображения, насаженные на древки) имеют форму стилизованной головы хищной птицы с загнутым в кольцо клювом. По их верхнему краю проходит гребень из головок фантастических существ - хищных птиц со звериными ушами.

Бурный расцвет «звериного стиля», связанный, в частности, с влиянием образов греческого искусства, приходится на V-IV вв. до н. э. В это время разнообразные уздечные бляшки (роль которых как украшений узды заметно возросла) были в основном бронзовыми. В музее экспонировались бляшки в виде головы пантеры и оленя, лежащих козлов, наносники, украшенные изображениями голов козла, орла, грифона, налобная бляха в виде лежащего хищника из семейства кошачьих.

Замечательна уляпская коллекция бронзовых псалиев, изготовлявшихся в технике литья по восковой модели с последующей проработкой деталей гравировкой. Псалии с головками пантеры, в виде фигурок оленей, в виде стилизованного птичьего крыла развивают образы скифского «звериного стиля» VI- V вв. до н. э. Две другие пары псалиев украшены головками гиппокампа, мифического морского коня греков, и грифона - излюбленных персонажей античного искусства. Упрощенность изображений выдает руку местного мастера, трактовавшего греческие образцы в духе скифо-меотского искусства.

Ёкспедицией обнаружено значительное количество привозных вещей, относящихся к меото-скифскому периоду. Ёто - бронзовые сосуды и керамика (в том числе расписная) из различных областей Греции, восточносредиземноморские стеклянные бусы, серебряный кубок из ахеменидского Ирана.

Жемчужиной собрания является серебряный с позолотой античный ритон (рогообразный сосуд для питья), уже знакомый читателям журнала «Советский музей» (1984 г., № 6). По тонкости работы он не находит себе равных в кругу аналогичных изделий. Широкое тулово сосуда, украшенное накладными орнаментальными пластинами и рельефным фризом со сценами гигантомахии, плавно изогнуто и завершено протомой (передней частью) крылатого коня Пегаса. Предварительно время изготовления ритона можно определить как V-IV вв. до н. э. Нет сомнения, что специальное исследование уточнит эту атрибуцию. В частности, много может дать изучение сбруи коня, которая, безусловно, в деталях копирует реально существовавшие псалии, пряжки для повода, оголовье.

Особый интерес вызывает опоясывающий тулово ритона фриз, выполненный в технике тиснения. Он состоит из шести отдельных композиций, каждая из которых представляет единоборство бога и гиганта. Все сцены мысленно могут быть вписаны в квадраты. Весьма вероятно, что наш рельеф копирует мраморные метопы (квадратные плиты с изображениями, составлявшие вместе с триглифами фриз) какого-то древнегреческого храма.

Вне зависимости от времени изготовления ритона создание оригинала фриза должно быть отнесено к середине V в. до н. э. - периоду высокой классики с сохранением традиций строгого стиля. Мы видим противников, изготовившихся для нанесения или отражения удара. По стилю и композициям эти сцены сходны с метопами величайшего памятника древнегреческого искусства Парфенона.

Миф о гигантомахии (битве богов с гигантами за господство в мире) - один из популярнейших сюжетов античной скульптуры и вазописи. Из действующих лиц мифа наиболее часто изображались Зевс, Афина, Геракл, вообще же их число было почти неограниченным - это могли быть все олимпийские боги, а также второстепенные боги и божества, помогающие им. Среди персонажей уляпского фриза легко опознаются Гермес с жезлом-кадуцеем, Гефест с кузнечными щипцами, мечущий молнии Зевс.

Представляет трудность определение крайнего левого персонажа фриза, занесшего меч над поверженным на землю гигантом. Участие в этой сцене льва, вскочившего на плечи гиганта, позволяет предположительно опознать в этом персонаже Диониса: по вазописи и рельефам известно, что именно этому богу в гигантомахии помогают львы, пантеры, змеи. Изображения Диониса в виде мощного бородатого мужчины (как и на ритоне) характерны для VI - V вв. до н. э. Однако при этом он всегда изображался одетым. Здесь же, как и все остальные мужские персонажи, бог обнажен.

Очень интересно изображение богини, шагнувшей к гиганту и схватившей его левой рукой за волосы. В правой руке она держит большой ключ, поднятый для удара. Гигант пытается защититься левой рукой, на которую накинута звериная шкура, а в правой сжимает камень. Форма ключа, которым сражается богиня, хорошо известна по археологическим раскопкам, рельефам на могильных камнях и вазовым росписям. Ёто ключ от внутреннего засова, применявшийся главным образом в храмовом хозяйстве. Такие храмовые ключи были обычно больших размеров и носились на плече.

Возможна атрибуция этой богини как Геры или Афины. Представляется наиболее вероятным, что перед нами Геката - богиня чар, колдовства и подземного мира, госпожа ночного неба - как ее представляли греки. До сих пор ее изображение с ключом как символом власти над вратами царства теней были известны лишь с III в. до н. э. (см., например, изображение статуи Гекаты в энциклопедии «Мифы народов мира». Однако, по наблюдениям немецкого исследователя культа Гекаты Т. Крауза, уже Ёсхил знает ее как привратницу, стерегущую двери каждого дома (чуть позднее, у Софокла, Геката - богиня подземного мира и смерти). В течение V в. культ Гекаты приобрел большую популярность в Афинах, откуда вскоре распространился почти по всей Греции. Статуя Гекаты в виде трех женщин с факелами в руках, спинами друг к другу, стояла у входа на афинский Акрополь. Небольшие изображения богини ставились у ворот многих домов. Возможно, именно с ее функцией стража дверей и ворот связано появление в ее руках ключа уже в V в. до н. э. От второй половины V в. до н. э. до нас дошли первые немногочисленные изображения Гекаты как персонажа мифологических сюжетов. В их числе единственное до сих пор для V в. свидетельство об участии Гекаты в гигантомахии - роспись краснофигурного кратера, в которой оружие богини - два факела. Таким образом, если наше предположение верно, на фризе уляпского ритона одно из древнейших в греческом искусстве изображений Гекаты, единственное ее изображение с ключом в качестве оружия, являющееся в то же время самым ранним свидетельством о ключе как атрибуте этой богини.

Значение спасательных археологических работ огромно. Ритон с протомой Пегаса, золотой ритон с головкой львицы, великолепные скульптурные изображения оленя и кабана, панафинейские чернофигурные амфоры и многие другие шедевры древнего искусства, хранящиеся в Государственном музее искусства народов Востока, были обнаружены на глубине всего лишь сорока-пятидесяти сантиметров от современной поверхности насыпей курганов. Дальнейшая распашка угрожала сохранности этих неповторимых изделий.

Во многих музеях, в том числе в областных музеях РСФСР, хранятся ценнейшие произведения древних мастеров из драгоценных металлов. Проблема хранения и постоянной экспозиции этих вещей заставляет задуматься о создании централизованного специально оборудованного экспозиционного помещения типа Особой кладовой Ёрмитажа.

К. Днепровский, научный сотрудник Гос. музея искусства народов Востока

Н. Лопатин, аспирант Института археологии АН СССР

По порядку:
1)Античный ритон с протомой крылатого коня. V - IV вв. до н. э. Уляпские курганы. Серебро, позолота;
2)Конские наносники, увенчанные двумя птичьими головами. На правом стилизация приближается к орнаменту. V-IV вв. до н. э. Бронза;
3)Медный сосуд, выполненный из нескольких склепанных частей. VIII- VII вв. до н. э;
4)Навершие в виде птичьей головы с гребешком из головок фантастических существ. V в. до н. э. Бронза;
5)Псалии с головами грифонов. Уляпские курганы. V - IV вв. до н. э. Бронза;
6)Псалии с головами пантер. V - IV вв. до н. э. Бронза;
7)Фигурка кабана, сработанная из серебряных пластин. Уши, глаза и клыки выделены позолотой. V-IV вв. до н. э.;
8)Штампованная бляшка в виде лежащего оленя. V - IV вв. до н. э. Золото;
9)Штампованная бляшка в виде утки. V - IV вв. до н. э. Золото.

Артефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в Адыгее







Артефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в Адыгее







Артефакты курганов в АдыгееАртефакты курганов в Адыгее

Вернуться назад