Календарь |
« Июнь 2022 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|
|
|
|
Султан Адыль-Гирей (1819-1876) |
Люди |
Султан Адыль-Гирей - младший брат Хан-Гирея, видный общественно-политический деятель, историк и писатель,- также сделал блестящую карьеру: служил в Кавказско-горском полуэскадроне, был командиром Кавказского конногорского дивизиона, затем Кубанского казачьего дивизиона, расположенного в Варшаве, и комендантом города, состоял в Петербурге при свите Александра Второго. Незадолго до смерти произведен в генералы. |
Адыль-Гирей Кешев (1837-1872) |
Люди |
В 1850 г. Кешев вместе с Кази Атажукиным был зачислен в Ставропольскую гимназию, при которой существовал специальный пансион для детей горцев. Созданная в 1837 г. для подготовки чиновников кавказского управленческого аппарата, Ставропольская гимназия превратилась в подлинную кузницу кавказской интеллигенции. Из ее стен вышли такие прогрессивные деятели своих национальных культур, как классик осетинской литературы Коста Хетагуров, осетинский этнограф Иналуко Тхостов, осетинский поэт и публицист Инал Кануков, кабардинский педагог, публицист и переводчик Кази Атажукин, балкарский скрипач Султан-Бек Абаев. |
Султан Казы-Гирей (1808-1863) |
Люди |
Значительной фигурой просветительского движения был талантливый писатель Султан Казы-Гирей. Начав службу в карабинерном полку, Султан Казы-Гирей в последующие годы в офицерских чинах служил в Петербурге и Кавказско-горском полуэскадроне на Кавказе, в Нижегородском драгунском полку и хопёрском полку Кубанского казачьего войска. Последние годы жизни в чине генерал-майора служил в канцелярии начальника главного штаба Кавказской линии. |
Султан Хан-Гирей (1808-1841) |
Люди |
Современник Ш. Ногмова Хан-Гирей также внес значительный вклад в культуру адыгов. Человек удивительной судьбы, разносторонних знаний и интересов, наделенный одновременно блестящими способностями военачальника, историка и писателя, он прожил короткую, но творчески плодотворную жизнь. За непродолжительное время он сделал столько, что навеки обессмертил свое имя. Он оставил бесценное наследие, являющееся подлинной энциклопедией общественно-политической и духовной жизни адыгского парода в прошлом, имеющее непреходящее познавательное и эстетическое значение. |
Измаил-Бей Атажукин (1750?-1811?) |
Люди |
Одним из провозвестников адыгского просветительства был Измаил-бей Атажукин, выдающийся общественно-политический деятель, незаурядная личность -и истинный патриот своей родины. Существуют различные мнения о времени рождения И. Атажукина, но более достоверной датой следует считать 1750 г. Будучи подростком, Атажукин, по его словам, «повинуясь власти родителя», отправился в Петербург, где был определен в военное учебное заведение. Здесь он получил прекрасное общее и специальное образование, выдвинувшее его впоследствии в число образованнейших людей своего времени. |
Ногмов Шора Бекмурзович (1794-1844) |
Люди |
Окончив в Дагестане духовную школу, Н. отказался от сана муллы и поступил на службу в русскую армию. К такому шагу его побудило решение посвятить себя наукам, просветительской деятельности. В то время служба в русской армии была единственным путем к достижению этих целей. Но для этого нужны были не только желание, но и способности. Н. же обладал пытливым и недюжинным умом, был хорошо образован для своего времени. Об этом свидетельствует поэт пушкинской поры С. Д. Нечаев, встречавшийся с ним на Горячих водах в 1825 г. |
Легко назваться адыгом, труднее быть им |
Люди |
...Вот смотри, если ты сам себя не уважаешь, никто и не подумает тебя уважать, более того, и ты к окружающим будешь относиться с презрением. Все начинается с тебя лично, но это не эгоизм. А теперь представь, как адыги принимали гостей, большей частью представителей других национальностей: им оказывали больше внимания и почестей, нежели своим. Это ли не говорит об уважении, толерантности, заложенной в Адыгэ хабзэ? Сегодня то же самое. Если на кабардинском застолье сидит хоть один, кто не понимает кабардинский, разговор идёт на понятном всем русском языке. Разве это не уважение? Хотя я считаю, что правильнее посадить с гостем человека, который будет ему все переводить. Вот это – честь. |
|
|
|