главная | новости | политика | экономика | проекты | ресурсы | услуги | работа | форум | форум-торрент

Вход на сайт
 
Навигация
Главная
Новости
Политика
Экономика
Общество
Культура
Криминал
Проишествия
Образование
Туризм
Спорт
СМИ
О КБР
История
Музей
Литература
Видео
Музыка
Люди
Фотографии
Объявления
Работа

Районы КБР
Баксанский
Зольский
Лескенский
Майский
Прохладненский
Терский
Урванский
Чегемский
Черекский
Эльбрусский
Опрос на сайте

Черкес, черкешенка (как единый этноним)
Адыг
Кабардинец
Адыгеец
Шапсуг
Другие адыгские субэтносы
Балкарец
Русский
Другие нации


Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Популярные статьи

Архив новостей
Январь 2011 (1)
Август 2010 (4)
Июнь 2010 (4)
Январь 2010 (16)
Декабрь 2009 (12)
Ноябрь 2009 (46)

....
Очерки топонимии Армавира и его окрестностей, часть 1 История
1. ВНУТРИГОРОДСКИЕ МИКРОТОПОНИМЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

НАЗВАНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С АРМАВИРОМ

Аджэмыкъомэ я шъхал (адыг.) – водяная мельница на левом берегу р. Уруп, вблизи Армавира. Аджэмэ – адыгская форма фамилии черкесо-гаев Каспаровых, я «их», шъхал «мельница», т.е. «Каспаровых, их мельница». У адыгов и у закубанских армян представителей фамилии Каспаровых именовали Аджэмэ по названию исторической местности на территории Ирана, откуда предки Каспаровых переселились в Черкесию. Водяная мельница на р. Уруп была установлена Б.М.Каспаровым, обслуживая жителей Армавира и близлежащих станиц и хуторов. В более позднее время черкесо-гаи называли мельницу Къэспарымэ я шъхьалы, т.е. «Каспаровых, их мельница». В настоящее время мельница не существует.

Армавир (арм.) – город Краснодарского края на левом берегу р. Кубани. Свое название город получил в честь столицы древней Армении, и поэтому корни этого имени необходимо искать на территории Закавказья. Древние историки неоднократно указывали на существование данного города. Так, армянский историк католикос Иоанн в книге «История Армении» писал: «Армаис, обстраивая на том же поле у берега р. Ерасха один холм как город и как дом для своего проживания, чудесно отделывает его… и называет Армавиром». Другой армянский летописец Моисей Хоренский (V в. н.э.) отмечает в своей «Истории Армении»: «Армаис строит дом для своего проживания на одном холме у берега реки и называет его Армавиром».

В настоящее время от этой первой столицы остался небольшой продолговатый холм, расположенный неподалеку от Эчмиадзина, в центре равнины, образуемой склонами гор Арарата и Алагеза. Здесь в 1869 г. при раскопках были обнаружены 12 плит с клинописью, имеющие урартское происхождение. В одном из текстов говорится, что царь урартийцев нашел на холме разрушенный дворец, восстановил его и дал ему название Аргиштихинили, т.е. «Место пребывания Аргишти» (VIII в. до н.э.). Еще ранее ассирийский царь Салмансар II (860-825 гг. до н.э.) оставил клинообразную надпись на камне, гласившую: «На реке Аракс было могущественное царство Урарту под управлением царя Арамэ». Среди городов этого царства имелся город Арамали, т.е. «Город Арамэ». Это и стало основой имени Армавира. Данное первоначальное название удержалось и после переименования города в Аргиштихинили и пережило это новое имя. Большое количество найденного при раскопках материала подтверждает, что Аргиштихинили клинообразных надписей и Армавир Моисея Хоренского вполне тождественны.

Необходимо указать, что существуют совершенно беспочвенные расшифровки топонима Армавир, как «Долина ветров». И в армянском, и в адыгейском языках эти слова имеют иную морфологию. Любопытная версия происхождения названия древнего Армавира содержится в книге И.Шопена «Новые заметки из древней истории Кавказа и его обитателей» (СПб., 1866). Автор пишет, что древние греки название Армавир слагали из 2-х частей: Арма – «колесница» и вир – «подвозчик». Город Армавир, находясь на большой дороге, имел подворье подводное, где нанимались подводы для перевозки товаров в окрестные места. Таким образом, Армавир – «Колесница подвозчика».

Ахтамар (арм.) – небольшой мыс на левом берегу р. Кубани в черте г. Армавира, между современными улицами Кирова и Дзержинского. До Октябрьской революции здесь был расположен мыловаренный завод бр. Аведовых, давших своему предприятию романтическое армянское название «Ахтамар». Позже это имя перешло на место расположения мыловарни. На территории турецкой Армении, на озере Ван есть остров Ахтамар, на котором находится древний монастырь с таким же названием. Известный кавказовед Н.Я.Марр рассматривает топоним как слово из двух частей: Акдам – Вишап «дракон, берегущий воду», ар «озеро». Название Ахтамар также связано с легендой, в которой говорится о молодом человеке, влюбленном в княжну Тамару и переплывшем озеро Ван для встречи с нею. Название получило распространение после публикации легенды, обработанной в стихотворной форме поэтом К.Бальмонтом:

«Каждой ночью к водам Вана
Кто-то с берега идет.
И без лодки средь тумана
Смело к острову плывет.
Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.
Каждой ночью искры света
Манят лаской тайных чар.
Каждой ночью, тьмой одета,
Ждет его к себе Тамар…
Но разведал враг жестокий
Тайну любящих сердец:
Был погашен свет далекий,
Тьмой застигнут был пловец.
На рассвете встали волны
И примчали бледный труп,
И застыл упрек безмолвный
«Ах, Тамар» средь мертвых губ.
С той поры минули годы,
Остров полон прежних чар.
Мрачно смотрит он на воды
И зовется «Ахтамар».

Примечание редактора: Упомянутый мыс будет правильнее располагать не между улицами Кирова и Дзержинского, а немного восточнее – между улицами Дзержинского и Халтурина. Здесь, в начале современной улицы Пушкина, над уступом левого берега р. Кубань, до 1917 г. действительно существовал мыловаренный завод товарищества «Ахтамар». Однако предприятие принадлежало не братьям Аведовым, а армянским предпринимателям С.Топчианцу и А.Петросянцу. (Шапсович М.С. Весь Кавказ. Промышленность, торговля и сельское хозяйство Северного Кавказа и Закавказья. Баку, 1914. С.98.).

Бэдзэрышхо сукъакъ (адыг.-тур.) – так армавирские черкесо-гаи с конца ХIХ в. называли современную улицу Мира на участке от тоннеля по ул. Кирова до железнодорожного переезда на ул. Желябова. Бэдзэры «базар», шхо «большой», сукъакъ «улица», т.е. «Улица большого базара».

Примечание редактора: На этой улице, к востоку от современной ул. Кирова, с 1887 г. располагался главный армавирский продовольственный рынок, носивший название «Старый Базар». С 1904 г. улица получила официальное наименование Привокзальная. (Северный Кавказ. Ставрополь, 1887. № 40; Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918 гг.). Армавир, 2002. Приложение 17.).

Гъошъу (адыг.) – местность в левобережной пойме р. Кубани, на северной окраине Армавира, где сегодня находится Третья роща и поселок Роща. Гъо «желтый», шъу «гнилой», т.е. «Гнилая желтизна». В топониме говорится о процессе гниения желтых опавших листьев. Это место расположено в низине поймы р. Кубани, которая сильно увлажняет его.

Гъусэрыкъомэ яхапIэжь (адыг.) – так армавирские черкесо-гаи называли дом на углу нынешних улиц Комсомольской, 121 и К.Маркса, 68, в котором сегодня располагается штаб Лабинского отдела Кубанского казачьего войска. Гъусэрыкъо «Гусаровы» (адыгейская княжеская фамилия), я «их», хапIэ «поместье», «план», жь «старый», т.е. «Гусаровых, их поместье старое». Земельный участок и построенный на нем дом принадлежали черкесскому князю, полковнику российской армии, начальнику Бжедуховского округа Крым-Гирею Гусарову, который в 1840-х гг. вместе с семьей поселился в ауле Армавир. Дом был построен в 1852 г. В марте 1862 г. полковник был убит в бою у реки Пшиш. Вдова, княгиня Гусарова, занимала дом примерно до 1880-х гг., а затем продала его и уехала с детьми в аул к родственникам. С тех пор за домом и закрепилось упомянутое название. Впоследствии в особняке разместилось управление Лабинского отдела, а одна из смежных улиц получила название Атамановской (ныне К.Маркса). Позже большую часть здания занимала городская полиция.

Примечание редактора: По данным документов архива МУП БТИ г. Армавира, упомянутый дом построен только в 1883 г. Сведений о нахождении здесь городской полиции у меня не имеется. (Архив МУП БТИ г. Армавира. Довоенные фонды. Поквартальный журнал № 59. Подворная ведомость домовладения на углу улиц Комсомольской № 113/95 и К.Маркса № 52/48.).

Джаурхьабл (Гаурхабл), (адыг.-араб.) – один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами Халтурина и Кирова. Этот квартал был образован выходцами из старейшего в Адыгее аула черкесо-гаев Джаурхьабл, который находился в землях племени темиргоевцев на р. Белой, между станицами Белореченской и Ханской. Переселенцы из аула Джаурхьабл основали в Армавире одноименный квартал. Топоним состоит из двух слов: джаур «неверный», «немусульманин», хьабл «аул», «квартал», т.е. «Аул неверных».

Примечание редактора: По сообщению видного отечественного кавказоведа Л.И.Лаврова, еще в конце 1930-х гг. адыгейцы называли г. Армавир «Селением неверных» (Джаурхьэбл). (Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л., 1982. С.50.).

Джыдж уащхь, (адыг.) – так черкесо-гаи называли холм, располагавшийся на месте современного Армавирского специального конструкторского бюро испытательных машин по ул. Энгельса, 154. Топоним состоит из двух основ: джыдж – архаичное, ныне неупотребляемое слово, означавшее «столб» (в настоящее время заменено современным словом пкъэу с тем же значением); уащхь «холм», т.е. «Столб на холме». У черкесо-гаев холм имел ритуальное значение – здесь молились о ниспослании дождя и приносили жертвы. Моление происходило следующим образом: две-три женщины, волоча за собой надочажную цепь лъхонч, декламировали заклинание и при этом семь раз обходили столб. Остальные участники, женщины и мальчики, приносили жертвенных петухов, которых резали после молитвы-заклинания. Затем жертвенное мясо варили, резали на куски и съедали. Имитировал ли столб на холме изваяние божества или же священное дерево, которому поклонялись черкесо-гаи, сказать трудно. С течением времени здесь стали копать глину для хозяйственных нужд. Холм был разрыт, столб исчез, и к 1920-м гг. от возвышенности осталась только половина. В связи с этим возникло новое название – Ущхьэныкъо, т.е. «Холма половина».

ЕджекIоунэжъ (Еджекоунэж), (адыг.) – так армавирские черкесо-гаи называли армянскую церковную школу для мальчиков, первое учебное заведение в ауле. В буквальном переводе топоним означает – «Старая школа». Первая школа в ауле Армавир была построена в 1847 г. пятигорским 1-й гильдии купцом Давидом Улухановым. В школе обучалось всего 35 мальчиков.

Примечание редактора: Первая в ауле школа для мальчиков была открыта 19 сентября 1848 г. в деревянном доме, построенном купцом Давыдом Улухановым. Сохранившееся учебное здание по ул. Жукова, 120 было возведено примерно в конце 1890-х гг. (ГАСК. Ф.15. Оп.2. Д.501. Л.62об.).

Еджеркъоай (Еджеркай), (адыг.) – один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами К.Маркса и Ефремова. Квартал был образован черкесо-гаями, вышедшими в Армавир из земель адыгейского племени Еджеркъоай, по имени которых и был назван данный квартал. Этноним Еджеркъоай состоит из двух частей: Еджер – собственное имя, къо «сын».

Примечание редактора: Гораздо чаще встречается немного иная форма наименования квартала – Егерухай, образованная от названия народности егерухаевцев. (Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев. Екатеринодар, 1916. С.6,12).

Ермелхьабл (Ермельхабль), (адыг.) – первоначальное название аула черкесо-гаев на р. Кубани, будущего Армавира. Топоним состоит из 2-х частей: ермели «армянин» и хьабл «аул», «квартал». Название Ермелхьабл – «Армянский аул» сохранялось до 1848 г.

Примечание редактора: Название Ермельхабль неофициально сохранялось гораздо позже 1848 г. Даже в 1937 г. известный советский кавказовед Л.И.Лавров, побывав в Армавире, отмечал, что «до сих пор адыгейцы называют его Армянским селением (Ермэлыхьэбл) и селением неверных (Джаурхьэбл)». (Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л., 1982. С.50.).

Къале лъэмыдж (см. Пшызе лъэмыдж).

Къалэ псын (Калэ псын), (адыг.) – родник на левом берегу р. Кубани вблизи моста в Старую Станицу. Къалэ «крепость», псын «родник», т.е. «Крепостной родник». Этот ключ пробивался на поверхность в прибрежном склоне, ниже основания кирпичной крепостной стены, окружавшей армянскую Успенскую церковь до 1937 г.

Къапрэлымэ я кIыщ (Капрэлымэ ячищ), (адыг.) – первая кузница в ауле Армавир. Къапрэлымэ «Капреловых», я «их», кIыщ «кузня», т.е. «Кузня Капреловых». Капреловы – одна из фамилий черкесо-гаев. Проживали они в Хакухаблевском и Джаурхаблевском кварталах. Мужчины хакухаблевцы занимались кузнечным делом. Первоначально кузня Капреловых находилась близ главных ворот оборонительной ограды аула. Позднее, при организации почтового движения, кузня была перенесена на Почтовую улицу. Согласно договора, заключенного Капреловыми с Армавирским почтовым отделением, они подковывали лошадей, ремонтировали повозки, тарантасы и фургоны.

Примечание редактора: Сведения о существовании у ограды аула кузницы подтверждает авторитетный армавирский краевед Б.Л.Выродов, писавший, что на углу улиц Лермонтова и Кирова, 17 в 1959 г. был заложен котлован для постройки нового здания; «работниками музея в этом котловане была обнаружена старинная кузница и оружейная мастерская, существование которой относится к 1840-1853 гг. Кузница находилась у защитных ворот на перекрестке улиц Кирова и Лермонтова». (АОАА. Ф.Р12-71. Оп.1. Д.151. Л.225.).

Къурдж хьамам (Курдж хамам), (адыг.) – нынешняя муниципальная баня № 1 по ул. Кирова, 25. Къурдж «грузин», «грузинская», хьамам «баня», т.е. «Грузинская баня». Так коренные армавирцы называли баню, построенную на Николаевском проспекте в 1910 г. грузином Кикнадзе.

Къэжьы (Кежи), (адыг.) – первое кладбище в ауле Армавир. Къэ «кладбище», жь «старое(ый)», т.е. «Старое кладбище». В Армавире месторасположение кладбищ неоднократно менялось. После основания аула умерших и погибших на войне хоронили за оборонительной оградой, проходившей по нынешней ул. Р.Люксембург. В то время существовало два кладбища: христианское, располагавшееся справа от современного главного корпуса Армавирского государственного пединститута; левее же, против здания хлебного магазина, было мусульманское кладбище. К 1870-м гг. эти кладбища стали называться старыми. При разборке защитной ограды оба кладбища были закрыты. Новое кладбище черкесо-гаев было открыто на месте нынешнего Городского парка культуры и отдыха и просуществовало здесь около 35-40 лет. Третье кладбище коренных армавирцев располагалось там, где сегодня действует завод Резино-технических изделий.

Примечание редактора: Автор ошибается, определяя месторасположение первого кладбища в ауле Армавир. В 1840-е гг. оно находилось к югу от защитной ограды, проходившей не по нынешней улице Р.Люксембург, а по ул. Лермонтова. После закрытия кладбища и вплоть до революции его основная территория не застраивалась и сохранялась Армавирским сельским обществом в неприкосновенности «из почтения к усопшим предкам». Сегодня на этом месте находится домовладение по ул. Р.Люксембург, 163-165. Где располагалось первое мусульманское кладбище, мне неизвестно. Возможно, оно действительно находилось где-то рядом с местом погребения черкесо-гаев. Р.К.Аракелов также неверно указывает месторасположение третьего армянского кладбища в Армавире. Оно находилось в углу между нынешними улицами Володарского, Шаумяна и железнодорожной линией Армавир-Туапсе. Упоминаемый автором завод Резиновых изделий действует рядом, но не на территории самого кладбища. Практически в центре бывшего некрополя сегодня находится Мебельный комбинат. (ГАКК. Ф.574. Оп.1. Д.4304. Л.49об.; АКМ. ОФ № 2822.).

Къэлечъомчъ (Калечомч), (адыг.) – ворота в оборонительной стене, окружавшей аул Армавир. Къалэ «крепость», «крепостные», чъомчъ «ворота», т.е. «Крепостные ворота». По рассказам старожилов, подтвержденным планом Армянского аула 1844 г., крепостных ворот в ограде поселения было три. Крепостная стена проходила по ул. Р.Люксембург. Первые ворота были прорезаны на пересечении ул. Р.Люксембург и ул. Пушкина (в 1853 г. они были перенесены на ул. Дзержинского); вторые – располагались в створе ул. Кирова и третьи – находились на юго-западной стороне аула. Кроме этого в ограде была большая калитка, обращенная к р. Кубани, через которую женщины и дети уходили в пойменный лес во время военной тревоги.

Примечание редактора: Как видно из плана Армянского аула за Кубанью, составленного подпоручиком Анисимовым в 1844 г., южная оборонительная стена Армавира пролегала еще не по нынешней ул. Р.Люксембург, а по ул. Лермонтова. Ворота же в этой ограде действительно располагались на пересечениях с улицами Пушкина, Кирова и на юго-западной стороне (в створе ул. К.Маркса). (РГВИА. Ф.349. Оп.3. Д.1661. Л.1.).

Къэлэчеор зытетыгэр сукъакъ (адыг.-тур.) – так армавирские черкесо-гаи называли современную ул. Р.Люксембург. Буквальный перевод топонима – «Улица (где) стоял крепостной забор». Стена охватывала аул с трех сторон: на западе она проходила по улице Ефремова, на юге – по ул. Р.Люксембург и на востоке – по ул. Халтурина. С севера аул защищал обрывистый берег р. Кубани. Стена простояла до 1860 г., затем ее передвинули на квартал южнее, на нынешнюю улицу Комсомольскую, на которой она находилась еще 15 лет. В 1875 г. стена была разобрана.

Примечание редактора: Кубанский историк Ф.А.Щербина так описывает оборонительные сооружения аула Армавир: «С трех неравных его сторон огибала канава, а четвертою он примыкал к левому берегу Кубани. Канава была в 4 аршина глубины и ширины. Вдоль канавы изнутри аула возвышался вал из насыпной земли, а по валу были поставлены два плетня – передний или наружный был выше заднего или внутреннего. Промежуток между плетнями также был засыпан землей, так что образована была как бы стена или ограда вдоль канавы по валу. В трех местах этой ограды, по прямой линии, были устроены деревянные ворота, растворявшиеся поворачиванием вокруг связывавшего их бруса». По сведениям того же автора, оборонительную ограду армавирцы меняли четыре раза. Первоначально (в 1839 г.) стена была возведена по нынешним улицам Чичерина и Осипенко, северный и восточный ее концы подходили к береговому склону р. Кубани. В 1842 г. при расширении аула ограда была перенесена на современную ул. Лермонтова, смыкаясь с береговым обрывом у ул. Горького. В 1853 г. стена сооружается по ул. Р.Люксембург, от ул. Чичерина на западе до ул. Пугачева на востоке. В последний раз, в 1860 г., оборонительные укрепления были возведены по нынешней ул. Комсомольской. Современная ул. Р.Люксембург с конца XIX в. официально называлась Широкой, а с 1904 г. – Бульварной. (Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев. Екатеринодар, 1916. С.62,64.).

Къэспарымэ я шъхьалы (см. Аджэмыкъомэ я шъхал).

МэкъущэпIэ бэдзэр (Мэкущапэ бэдзэр), (адыг.) – так черкесо-гаи называли Сенной базар. Мэкъу «сено», щэ «продажа», пIэ «место», бэдзэр «базар», т.е. «Место базара (для) продажи сена». Сенной базар располагался на нынешней ул. Ефремова, между улицами Мира и Р.Люксембург. Первые подвозы сюда сена и других сельхозпродуктов относятся к 1870-м гг. Сено, в основном, привозили ногайцы хут. Каплана-Нечева, казаки из ст. Прочноокопской и других ближайших мест. В настоящее время площадь перекрыта путепроводом для автотранспорта и пешеходов. Он соединяет две части города, разделенные железной дорогой.

Примечание редактора: До революции ул. Ефремова к северу от Владикавказской железной дороги официально называлась Сенной, а территория упомянутого базара – Сенной площадью. Современный путепровод на месте бывшего базара в народе до сих пор называют Сенным мостом. (Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918 гг.). Армавир, 2002. Приложение 17.).

Мэщыт жам (адыг.-арм.) – так черкесо-гаи называли армавирскую мечеть, построенную в конце XIX в. для живших в селе мусульман, главным образом, татар, ногайцев и незначительного количества адыгейцев. Топоним представляет собой гибрид, в котором объединены адыгейское слово мэщыт «мечеть» и армянское – жам «церковь». Мечеть находилась по ул. Степана Разина и была ориентирована на юго-восток. Здание кирпичное, 2-х этажное. Первый этаж был наполовину углублен в землю. Здесь помещалась начальная школа – мектебе. На 2-м этаже находился молитвенный зал. Здесь имелся михраб – ниша для хранения Корана и минбар – кафедра. Мечеть представляла собой соединение двух конструктивных частей: молитвенного зала и минарета. Основание минарета четырехгранное, а выше входа минарет восьмигранный. На двух гранях имеются окна, освещавшие внутренние ступени для подъема азанчи на балкончик минарета. Шарообразный купол минарета был покрыт кровельным железом в виде рыбьей чешуи. На куполе был установлен полумесяц.

Примечание редактора: Автор неверно определяет месторасположение и год постройки мусульманского храма. Татарская мечеть была возведена и открыта в Армавире на ул. Войсковой в 1910 г. Здание мечети сохранилось до наших дней по ул. Пугачева, 23. Сегодня бывший храм приспособлен под жилой дом. (Архив МУП БТИ г. Армавира. Довоенные фонды. Поквартальный журнал № 102. Подворная ведомость домовладения по ул. Пугачева № 25; Кубанский край. Екатеринодар, 1913. № 141; Города России в 1910 году. СПб., 1914. 7 паг. С.952-953.).

Немыц кIыщ (Немец чищ), (адыг.) – кузница, располагавшаяся на месте нынешнего Армавирского Приборостроительного завода. Немыц «немецкая», кIыщ «кузня», т.е. «Немецкая кузня». Здесь в 1870-х гг. пришлые немцы Гаммер и Шмидт построили кузню для ремонта сельскохозяйственного инвентаря.

Примечание редактора: Впоследствии кузня Гаммера и Шмидта выросла в чугунно-литейный и машиностроительный завод и поменяла целый ряд хозяев, из которых наиболее известен купец М.И.Мисожников. На основе этого старинного предприятия образовался современный Армавирский Приборостроительный завод. (Павлюченков В., Луганникова И. Традиции храним и умножаем: краткий очерк о вековом пути Армавирского приборостроительного завода. Краснодар, 1975.).

Новая Армения (рус.) – один из неосуществленных вариантов названия Армянского аула на Кубани, будущего Армавира. Примерно в начале 1840-х гг. некий священник предложил для аула черкесо-гаев армянское название, переводившееся как «Новая Армения». Местные жители отклонили это имя, так как сочетание букв данного топонима на черкесском языке звучало неприлично.

Примечание редактора: По-армянски это название звучит как Нор-Гайастан.

Патэ и унэжь (Патэ и унеж), (адыг.) – старая турлучная сакля, стоявшая до недавнего времени на углу улиц Кирова, 28 и Лермонтова, 163. Пат – собственное мужское имя у черкесо-гаев, и «его», унэ «дом», жь «старый», т.е. «Пата, его старый дом». Это был один из первых «русских домов» построенных в Армавире в середине XIX в. Владельцем дома являлся Пат Айвазов, глава фамилии Айвазовых, служивший офицером российской кавказской армии и погибший в 1869 г. Информацию сообщил Давид Борисович Айвазов, племянник Пата Айвазова.

Примечание редактора: По документам архива МУП БТИ г. Армавира, упомянутый дом был возведен в 1893 г. (Архив МУП БТИ г. Армавира. Довоенные фонды. Поквартальный журнал № 28. Подворная ведомость домовладения по ул. Первомайской № 28/24.).

Первая роща (рус.) – небольшая лесная роща, находившаяся на левом берегу Кубани, против начала современной ул. Кирова, у подножия возвышенной террасы, на которой расположен Армавир. Здесь росло священное дерево черкесо-гаев, очень старая белолистка, пораженная молнией. Сюда в определенные дни приходили армавирцы для поминания мертвых, принесения жертв, молитв о выздоровлении больных и т.д.

Примечание редактора: Уже к началу ХХ в. эта роща была практически полностью вырублена. (Шаган-Симон. Памятник армавирскому четырехголосному хору. Тифлис, 1914. С.90. (На арм. яз.)).

ПлъапIэр (Плапер), (адыг.) – невысокий курган, располагавшийся юго-западнее аула Армавир, на котором до 1865 г. стояла 6-метровая сторожевая вышка. Во время военной тревоги на вышке поджигали пук соломы, предупреждая жителей о приближении врага. Плъэн «смотреть», пIэ «место», т.е. «Место наблюдения», «Наблюдательный пост». В конце XIX в. на кургане был построен жилой дом. В настоящее время он находится в центральной части города по ул. Мира, 31. Сторожевых вышек в Армавире было две, вторая стояла на юго-востоке.

Поштэ гъэгIу сукъакъ (адыг.-тур.) – так армавирские черкесо-гаи с середины 1870-х гг. называли современную ул. Ленина. Поштэ «почта», «почтовая», гъэгIу «дорога», сукъакъ «улица», т.е. – «Улица почтовой дороги». Позднее улица стала официально называться Почтовой. Улица являлась частью почтового тракта. В те времена почта доставляла не только письма, но и перевозила пассажиров. Конно-почтовое сообщение связывало Армавир со Ставрополем, Астраханью, Тебердой, Лабинской и другими местами. На Почтовой улице, на углу с современной улицей Чичерина, помещалось здание почтовой станции и первого почтового отделения.

Примечание редактора: Свое официальное название – «Почтовая» улица, как и большинство остальных, получила только в 1904 г. В то время на ней располагалась почтово-телеграфная контора, но не по указанному Р.К.Аракеловым адресу, а в сохранившемся до наших дней доме по ул. Ленина, 89. (План с. Армавир// Иваненков Н.С. Карта Кубанской области и близких к ней Черноморской губернии и части Сухумск. округа. Б.м., 1902.).

Поштэунэ (адыг.) – дом первого в Армавире почтового отделения на углу нынешних улиц Ленина, 83 и Чичерина, 50. Поштэ «почта», унэ «дом», т.е. «Почтовый дом». Здание первого «почтового дома» было возведено по договору с Армавирским сельским правлением строителем-подрядчиком Дусманом. Здесь помещалась контора почтового отделения, в которой производили прием и выдачу всех видов корреспонденции. Тут же продавали билеты на право проезда в тарантасах, фургонах и повозках по всем направлениям. Для приезжих при почтовом доме имелись комнаты.

Псыошъхьалым кIорэ хьандэч (Псыошхалым корэ хандеч), (адыг.-ног.) – мельничная протока на территории современного поселка Старая Станица. Данный сложный топоним содержит адыгейские и тюркские слова и буквально переводится как «Канава, идущая (к) водобойной мельнице».

Примечание редактора: В начале ХХ в. владельцем упомянутой водяной мельницы был некий Харичкин, и поэтому канал местные жители часто называли Харичкиным. Современное официальное наименование бывшей мельничной протоки, в наши дни сильно обмелевшей, – канал Неволька. (Выродов Б.Л. Колесников Владимир Прокофьевич (к 70-летию со дня рождения). Армавир, 1972. С.17-18; Карта г. Армавира// «Весь Армавир». Городской справочник-путеводитель. Армавир, 2001.).

Пшызе лъэмыдж (Пшизэ лэмыдж), (адыг.) – так черкесо-гаи называли деревянный мост через р. Кубань между Армавиром и правым берегом, где сегодня находится пос. Старая Станица. Пшыз «река Кубань», лъэмыдж «мост», т.е. «Кубанский мост». Первый деревянный мост здесь был построен в 1840 г. ново-нахичеванским армянином Аладжян Мыкртыч (Артем) Калустовичем (1795-1862 гг.). Он же возвел в ауле один из первых кирпичных домов, сохранившийся до наших дней на углу улиц Кирова, 16 и Осипенко, 141. Второй дом и большую торговую лавку М.К.Аладжян имел в ст. Прочноокопской, где его неоднократно посещали ссыльные декабристы. Кубанский мост коренные армавирцы также называли Къале лъэмыдж, т.е. «Крепостной мост», так как рядом, на подъеме от берега реки, находилась Успенская армянская церковь, которую окружала массивная крепостная стена.

Примечание редактора: О черкесском наименовании реки Кубани известный филолог-топонимист К.Х.Меретуков сообщает следующее: «Река Кубань по-адыгейски называется Пшыз. Многие ученые осмысливают его значение как «Старый князь», «Князь рек», «Старая река», «Грязная вода». Такой перевод значения Пшыз не соответствует содержанию самого слова… С точки зрения научной этимологии Пшиз – сильно искаженный фонетический вариант слова «псиж». Псиж – древнее адыгейское название Кубани. Оно состоит из двух компонентов: псы «вода», «река» и жъ-(ж) – суффикс со значением «большой», «огромный». Таким образом, пшиз/псиж означает не «князь рек» и не «грязная вода», а «Большая, огромная река» (Ср. каб.-черкесское Псыжъ)». Известный исследователь Л.А.Погосян подтверждает сведения Р.К.Аракелова о кубанском мосте, отмечая, что «В 1840 г. Артем Галаджян из Нового Нахичевана на свои средства начинает сооружение деревянного моста, соединяющего оба берега Кубани». Следует сказать, что деревянный мост здесь неоднократно смывало во время разливов р. Кубани, и он всякий раз восстанавливался заново. (Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван, 1981. С.39; Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М., 1990. С.169.).

Пщымафэ иуашъхь (Пщимафэ иуашх), (адыг.) – крутой подъем по нынешней ул. Горького, между улицами Комсомольской и Ленина. Пщимаф – собственное мужское имя, антропоним, и «его», уашъхь «гора», «возвышенность», т.е. «Гора Пщимафа». Холмистый подъем заканчивается у кирпичного дома на углу улиц Горького, 86 и Ленина, 151. Его владельцем был коренной армавирец Захаров (Зэчарыкъо) Пщимаф, и поэтому возвышенность названа его именем. Дом построен в 1902 г. и на кованом надкрылечном навесе имеет вензель в виде двух букв, инициалов бывшего владельца.

Примечание редактора: По документам архива МУП БТИ г. Армавира, указанное владение с 1897 г. и вплоть до советского времени принадлежало Григорию Моисеевичу Захарову, который лично и возвел угловой дом. На щитке недавно снятого надкрылечного навеса была изображена дата постройки: «1902» и инициалы хозяина «ГЗ». (Архив МУП БТИ г. Армавира. Довоенные фонды. Поквартальный журнал № 78. Подворная ведомость домовладения на углу улиц Рубена № 60/54 и Ленина № 163/151.).

Пысырк Чорэчэ и жам цIыкIу (адыг.-арм.) – так армавирские черкесо-гаи называли армянскую Георгиевскую церковь. Храм был открыт в 1881 г. на Георгиевской площади. Здание церкви сохранилось до наших дней по ул. Р.Люксембург, 170. Топоним буквально переводится как «Святого Георгия маленькая церковь». Храм возведен по типу древних, конструктивно простых, однозальных и одноапсидных церквей. Подобные постройки были распространены на Северо-Западном и Центральном Кавказе в V-VII вв. Армавирский храм имеет форму 4-х конечного креста и ориентирован на восток. Здание установлено на фундаменте из известково-ракушечных блоков кремового цвета. Стены сложены из кирпича на цементном растворе, оштукатурены и побелены. В восточной части расположена трехгранная апсида, что является редкостью. Древние храмы этого типа и более конструктивно сложные (Х-XII вв.) имеют полуциркульные апсиды. В апсиде храма находятся два боковых оконных проема, в центральной грани – ложное окно. Церковное здание имеет три притвора – южный, северный и западный. Ширина их примерно вдвое уже ширины основного здания. Вместе с притворами храм в плане имеет форму креста. Молитвенный зал представляет собою длинное и высокое помещение. Алтарная часть была приподнята и отделена от остальной площади алтарной преградой и занавесью. Слева находился дьяконник. Особенностью древних «крестовых» храмов и базилик являлось то, что их звонницы располагались отдельно от основного здания. Звонница армавирского Георгиевского храма стояла юго-западнее самой церкви. Это было деревянное, сужающееся кверху сооружение, в 1,5 раза выше самого храма. Вверху, на перекладине висели колокола. В нижней части звонницы помещалось однокомнатное жилье церковного сторожа. На колокольню поднимались по лестнице.

Примечание редактора: Георгиевская церковь была освящена Астраханским армянским епископом Геворгом Суренянцем (будущим католикосом Геворгом V) в 1887 г. Над центральной частью храма возвышался небольшой купол на глухом барабане. Сегодня это культовое здание является жилым домом. В 1915 г. рядом с Георгиевской церковью был освящен новый большой армяно-григорианский Георгиевский храм, разрушенный в 1939 г. (Шаган-Симон. Памятник армавирскому четырехголосному хору. Тифлис, 1914. С.91. (На арм. яз.); Отклики Кавказа. Армавир, 1915. № 91.).

Сукъакъшхо (Сукакышхо), (адыг.-тур.) – главная улица дореволюционного Армавира, современная ул. Кирова. Данное название появилось у черкесо-гаев к середине 1870-х гг. Топоним состоит из 2-х частей: сукъакъ (тур.) – «улица», шхо (адыг.) – «большая», т.е. – «Большая улица». Слово сукъакъ адыгами не используется. Оно было заимствовано черкесо-гаями у турок в период проживания армян в Крыму. На «Большой улице» были расположены наиболее капитальные постройки, магазины, общественные учреждения и учебные заведения.

Примечание редактора: Скорее всего, данный топоним является простым переводом первого официального русского названия главной армавирской улицы – «Большая улица», которое упоминается в источниках с 1880-х гг. (Северный Кавказ. Ставрополь, 1885. № 63,72; 1887. № 20 и др.).

Сурп Аствадзадзин къэлэ жам (арм.-адыг.) – так армавирские черкесо-гаи называли армянскую Успенскую церковь, действующую до наших дней по ул. Кирова, 7. Топоним, состоящий из армянских и адыгейских слов, переводится как «Святой Богородицы крепостная церковь». Первая деревянная церковь в Армянском ауле была построена по указанию генерала Засса в 1840 г., но в 1842 г. сгорела. В память об этом происшествии одна из прилегающих улиц была названа Пожарной (ныне ул. Дзержинского). 15 августа 1842 г. по разрешению Правительства в Армянском ауле начали строить каменную церковь и вокруг нее – крепостную стену с тремя бастионами. Строительство было закончено в 1861 г. Церковь типично армянской архитектуры. Звонница и молитвенный зал объединены в единое здание под двумя куполами. Полукруглая, несколько вытянутая апсида, ориентирована на восток и имеет три окна, одно (центральное) – ложное. Церковь имеет три притвора с северной, южной и западной сторон. Над молельным залом возвышается 12-гранный барабан и купол. В каждой грани прорезано окно. Звонница имеет 8 граней и 4 оконных проема.

Сымэджэщ (Симаджещ), (адыг.) – старейшая больница села и города Армавир. Сымадж «больной», щ «вместилище», т.е. «Вместилище (место) больных». Лечебница была построена за счет благотворительных средств местной жительницы Ф.Ф.Довжиковой, и поэтому старые армавирцы называют ее «Довжиковской». Первоначально больница была рассчитана на 46 мест, обслуживая как население Армавира, так и прилегающих сел. Теперь здесь находится 3-я городская больница по ул. Энгельса, 2.

Примечание редактора: «Довжиковская» больница, открытая в январе 1910 г., являлась крупнейшим, но не старейшим лечебным учреждением Армавира. Более ранними больницами в Армавире были лазарет Кавказского запасного кавалерийского дивизиона, возникший в конце XIX в. (ныне здесь территория Бронетанкового ремонтного завода № 81), и небольшой приемный покой Сельского общества, открытый в начале 1900-х гг. (на этом месте сегодня действует Онкологический диспансер по ул. Жукова, 179). (Кубанский календарь на 1899 год. Екатеринодар, 1899. 3 паг. С.119; Кубанский край. Екатеринодар, 1910. № 17; План с. Армавир// Иваненков Н.С. Карта Кубанской области и близких к ней Черноморской губернии и части Сухумск. округа. Б.м., 1902.).

Тамыгъэр зытедзагъэ ун (адыг.) – так армавирские черкесо-гаи называли дома, на которых имелось изображение тамги (тавра) их владельца. Топоним переводится как «Дом под тавром». В Армавире имелось несколько зданий, несущих на своих фасадах родовые знаки – тавро. Тамга черкесо-гаев Аладжевых сохранилась на фасадах двух домов: по ул. Дзержинского, 47 и по ул. Кирова, 22. Тавро представляет собой треугольник, вписанный в окружность и направленный вершиной вниз.

Тамга коренных армавирцев Каспаровых сохранилась на доме, на углу улиц Кирова, 2 и Жукова, 169. Архитектор, помещая тавро на аттиках здания, придал изображению некоторую декоративность – вид стилизованного растения, растущего из кувшина, который заменил фигуру треугольника. В верхней своей части тавро отображает существование трех колен рода Каспаровых (Аджамэ, Шъык и Пальыу).

Тамга черкесо-гаев Тарасовых выглядела как треугольник, подвешенный к горизонтальной палочке, загнутой справа кверху. Ее изображение было выковано на железных воротах торгового дома Оганеса Тарасова, на месте которого сегодня находится здание по ул. Кирова, 49. Это тавро принадлежало Тарасовым из колена Асланыкъо, которые были известны как крупные торговцы и промышленники. Фамилия Тарасовых была представлена в Армавире еще одним коленом – Чемацекъо, члены которого занимались скотоводством, а в дальнейшем являлись служащими.

На фасаде 2-х этажного дома черкесо-гаев братьев Егоровых на углу улиц Р.Люксембург, 171 и Дзержинского, 75 выложена из кирпича их родовая тамга в виде прямоугольной закрытой решетки из трех вертикальных и двух горизонтальных перекладин.

По ул. Кирова, 34 сохранился старинный дом, который в 1894 г. был построен коренным армавирцев Мосесом (Моисеем) Акубжановым. Отец Мосеса – Бабасын Акубжанов участвовал в Кавказской войне, в числе многих наград имел три ордена Святого Георгия – 4-й, 3-й и 2-й степеней. В память о своем родителе, умершем на исходе войны от боевых ран, Мосес пожелал поместить на аттике дома стилизованное изображение ордена Святого Георгия, что и было сделано. Этот орден стал своеобразным тавром рода Акубжановых. Позже домовладелец из материальных соображений сначала сдал в аренду, а затем продал свой особняк фармацевту Вильде, который открыл здесь свою аптеку.

Примечание редактора: Определяя дату строительства дома по ул. Кирова, 34, автор ошибается. Особняк построен в 1906 г., поскольку именно эта дата запечатлена на аттике. В это время владельцем дома уже был аптекарь В.К.Вильде. Возможно, 1906 г. – это не дата постройки, а год восстановления или капитального ремонта здания. Дело в том, что старый дом и аптека В.К.Вильде, действовавшая здесь с 1894 г., были в октябре 1905 г. разгромлены и сожжены черносотенцами. На аттике здания возле даты «1906» действительно можно увидеть изображение, напоминающее очертания ордена Святого Георгия. Однако, возможно, что это обычная декоративная фигура, поскольку подобные встречаются на многих других армавирских домах, построенных людьми, весьма далекими от военной службы. (ГАКК. Ф.584. Оп.1. Д.199. Л.267,278об.; АКМ. Ф.3. Д.25. ОФ. № 3643.).

Тхьаматэунэ (адыг.) – так черкесо-гаи называли дом на углу нынешних улиц Кирова, 18 и Осипенко, 134, в котором располагается военный комиссариат г. Армавира. До революции в этом здании действовала аульная тхамада, а позднее – Армавирское сельское правление. В буквальном переводе топоним означает: «Тхамады (старшины) дом». Во главе общины аула стояла тхамада – выборный коллективный орган из авторитетных старейшин черкесо-гаев, ведавший управлением и судебными делами. Тхамада осуществляла свою деятельность на патриархальных началах. После отмены крепостного права и уничтожения сословных перегородок коренное население Армавира было приравнено к податным классам и выборная тхамада была заменена единоличной властью сельского старшины. Необходимо отметить, что, в отличие от русских сел, в Армавире у старшины имелись 4 заместителя, по одному от каждого традиционного квартала – хабля.

Примечание редактора: В указанном доме до революции действительно находилось Сельское (Волостное) правление во главе со старшиной. Однако это здание было возведено в 1889 г., т.е. гораздо позднее аульских времен и деятельности патриархальной тхамады. Возможно, что на его месте располагался более старый дом аульной тхамады, название которого перешло на новую постройку. (АКМ. ОФ. № 2822; Северный Кавказ. Ставрополь, 1889. № 82.).

Уарп лъэмыдж (адыг.) – мост Владикавказской железной дороги через р. Уруп на юго-восточной окраине Армавира. Уарп «Уруп», лъэмыдж «мост», т.е. «Урупский мост». При проведении в 1875 г. Ростово-Владикавказской магистрали через р. Уруп было построено два моста: железнодорожный и для гужевого движения. Кроме того, при сооружении Армавиро-Ставропольской железнодорожной ветки был построен третий мост, от которого в настоящее время почти ничего не осталось.

Примечание редактора: Железнодорожный мост через р. Уруп на линии Армавир-Ставрополь общества Армавир-Туапсинской железной дороги был возведен в 1915-1916 гг. Конструкция моста, в основном, неплохо сохранилась до наших дней, за исключением одного обрушившегося арочного пролета. (Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918 гг.). Армавир, 2002. С.144,352.).

Утыжь къурмэншъыпIэ (Утыж кормэншипэ), (адыг.) – уголок современного парка «Тихого отдыха». Утыжь «Пасха», къурмэн «жертва», шIэ от глагола шIэн «делать», пIэ «место», т.е. «Место (где) делают (приносят) пасхальную жертву». Этот участок располагался под большим гледичиевым деревом на площади, где до революции находилась армянская Георгиевская церковь, а сегодня разбит парк «Тихого отдыха». Дерево сохранилось до наших дней.

Примечание редактора: На указанной площади нынешнего парка между улицами Р.Люксембург, Комсомольской, Халтурина и Урицкого, до революции находились два армянских храма: старая Георгиевская церковь (освящена в 1887 г.) и новая Георгиевская церковь (освящена в 1915 г.), которые окружал небольшой сквер. После начала богослужений в новом храме старый был закрыт. До наших дней сохранилось только здание старой Георгиевской церкви по ул. Р.Люксембург, 170. (Шаган-Симон. Памятник армавирскому четырехголосному хору. Тифлис, 1914. С.91. (На арм. яз.); Отклики Кавказа. Армавир, 1915. № 91.).

Хаммей ихат (адыг.) – большой фруктовый сад, располагавшийся на месте современных многоквартирных домов на углу улиц Урицкого, 42-44 и Комсомольской, 148. Хаммей – собственное мужское имя, антропоним, и «его», хатэ «сад», т.е. «Сад Хаммея». Фамилия владельца сада – Терзиев. Позднее здесь был разбит «Сад Общественного собрания», в котором имелась раковина для оркестра, здание летнего театра, помещение для спортивных игр и купальный бассейн. В центре был установлен фонтан с бронзовой фигурой. После Октябрьской революции сад был передан трудящимся.

Примечание редактора: В упомянутом саду, принадлежавшем в начале ХХ в. Армавирскому общественному собранию, был не летний театр, а деревянное клубное помещение. Особого спортивного здания также не было, а имелась обычная площадка для игр. Бассейн, видимо, носил чисто декоративный характер. (Архив МУП БТИ г. Армавира. Довоенные фонды. Квартал № 77. Д.1713. Л.4.).

Хьабл (Хабль), (адыг.) – это слово адыгейцы и черкесо-гаи употребляли в значении «аул», «село» или же «часть аула», «квартал». В дореволюционном Армавире было четыре традиционных квартала – хьабля: 1) ХьагIупэкъохьабл или ХьакIуцу; 2) Джаурхьабл; 3) Хьатикъуай; 4) Еджеркъуай (см.). Объединение в хабль различных фамилий коренных армавирцев происходило по разным причинам, главными из которых были совместное проживание до перехода в Армавир среди одного из адыгских племен, хозяйственно-экономические и общественно-религиозные связи. С развитием капиталистического способа производства деление на хабли было нарушено за счет продажи отдельными семьями черкесо-гаев своих наделов в одном хабле и перехода на жительство в другой.

ХьагIупэкъохьабл (Хагупэкохабль), (адыг.) – один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший пространство к востоку от современной улицы Халтурина. Квартал получил свое название по фамилии горских армян Джантемировых, черкесская форма которой звучит как ХьагIупэкъо. Второй компонент топонима – хьабл переводится как «квартал». Эта часть Армавира образовалась позже других, весной 1859 г., и самым многочисленным родом здесь были Джантемировы (18 семей), по имени которых и был наречен квартал. Второе свое название (ХьакIуцу) этот же квартал получил по имени маленького «сборного» черкесского племени ХьэкIуцу (Хакучи), в которое вливались представители разных племен, покинувшие по различным причинам родные места.

ХьакIуцу (см. ХьагIупэкъохьабл).

Хьатикъуай (Хатукай), (адыг.) – один из 4-х традиционных исторических кварталов Армавира, занимавший территорию между современными улицами Кирова и К.Маркса. Квартал был образован черкесо-гаями, вышедшими в Армавир из земель адыгейского племени хатукаевцев, по имени которых и был назван данный квартал.

Чербыщ гъэжьэпIэ (адыг.) – кирпичный завод, основанный Емельяном Тимофеевичем Айвазовым в 1881 г. за Кубанью, у склона Ставропольского плато. Действует до наших дней в Старой Станице. Место, где располагался этот завод, армавирские черкесо-гаи называли Чербыщ гъэжьэпIэ, что в переводе на русский означает «Кирпича жаренья место», т.е. «Место, где обжигается кирпич».

Примечание редактора: Упомянутый кирпичный завод, действующий до наших дней в пос. Старая Станица, у подножия Ставропольского плато, до революции принадлежал не Е.Т.Айвазову, а Н.Л.Гирагосову. Аналогичное предприятие Е.Т.Айвазова располагалось на территории нынешнего Кирпичного поселка. (Шапсович М.С. Весь Кавказ. Промышленность, торговля и сельское хозяйство Северного Кавказа и Закавказья. Баку, 1914. С.97.).

Чъомчъэшху (адыг.) – название южных ворот в плетневой оборонительной ограде, окружавшей аул Армавир в 1842 г. В буквальном переводе название означает – «Большие ворота».

Примечание редактора: Как можно судить по самому раннему плану Армянского аула, составленному подпоручиком Анисимовым в 1844 г., юго-восточная оборонительная ограда поселения проходила по нынешней ул. Лермонтова. В ней указаны трое ворот. Самые южные располагались на пересечении с современной ул. Пушкина, другие – в створе улиц Кирова и К.Маркса. (РГВИА. Ф.349. Оп.3. Д.1661. Л.1.).

Шыблэчъыг (Шиблэчиг), (адыг.) – старое большое дерево-белолистка, находившееся на левом берегу Кубани, ниже спуска из города по ул. Кирова. Шэблэ «гром», чъыг «дерево», т.е. «Дерево (посвященное) грому». Белолистку неоднократно поражали удары молнии, что делало ее для армавирцев священным, ритуальным деревом. Здесь, под его кроной проводили моления и приносили жертвы. На ветви вешали части одежды больного человека, так как верили, что вместе с вещью болезнь передается дереву. Белолистка являлась частью «Первой рощи», которая вместе со «Второй рощей» и «Третьей рощей» образовывала часть кубанского пойменного леса. До наших дней сохранилась только «Третья роща», а другие были вырублены. Дерево считалось собственностью всего села Армавир, но были еще два родовых дерева, одно из которых принадлежало Каспаровым. Оно росло на площади, против современного музыкального магазина «Мелодия» на углу улиц К.Либкнехта и Комсомольской.

Щыуангъогу зэпырыкIыпIэ (адыг.) – железнодорожный переезд. Щыуан «чугун», гъогу «дорога», зэпырыкI «переход», «переезд», пIэ «место», т.е. «Чугунной дороги переезда место» или «Место переезда через чугунную (железную) дорогу.

Примечание редактора: В дореволюционном Армавире было несколько переездов через полотно Владикавказской железной дороги. Возможно, топоним обозначал железнодорожный переезд на главной и самой оживленной армавирской улице Большой – Красной (в дальнейшем – Николаевский проспект), на месте которого в 1902 г. был сооружен тоннель. (Ктиторов С.Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918 гг.). Армавир, 2002. Приложение 17.).
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Рекалма

Голосуем за наши красоты

Кавказские дольмены, Эльбрус

Погода
Cсылки
ТВ-программа
Гороскопы
Сонник
Анекдоты
Товары
Автомобили
Работа
Карта мира
Авиа и ЖД расписание

Адыгэ псалъэ
Адыгский форум
Журнал Псынэ
Газета Юга
Адыгский онлайн словарь

Nalchik.ru Интернет-портал города Нальчик

Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Сайт города Тырныауз

Эльбрус экстрим Культура КБР

Эльбрусоид KBRSHOP.RU : GScomputers

Кабардино-Балкария. Мир и мы. Кавказский интернет-портал

СМИ КБР Сайт Зольского района

ООО Борэн - производственная компания

информация о нас

главная | новое на сайте | статистика | карта сайта обратная связь | сделать стартовой | в избранное

www.heku.ru www.elot.ru www.adygi.ru Джэгуак1уэ: адыгская (черкесская) история и генеалогия www.vestikbr.ru

Rambler's Top100 © 2007-2012 GS