главная | новости | политика | экономика | проекты | ресурсы | услуги | работа | форум | форум-торрент

Вход на сайт
 
Навигация
Главная
Новости
Политика
Экономика
Общество
Культура
Криминал
Проишествия
Образование
Туризм
Спорт
СМИ
О КБР
История
Музей
Литература
Видео
Музыка
Люди
Фотографии
Объявления
Работа

Районы КБР
Баксанский
Зольский
Лескенский
Майский
Прохладненский
Терский
Урванский
Чегемский
Черекский
Эльбрусский
Опрос на сайте

Черкес, черкешенка (как единый этноним)
Адыг
Кабардинец
Адыгеец
Шапсуг
Другие адыгские субэтносы
Балкарец
Русский
Другие нации


Календарь
«    Март 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Популярные статьи

Архив новостей
Январь 2011 (1)
Август 2010 (4)
Июнь 2010 (4)
Январь 2010 (16)
Декабрь 2009 (12)
Ноябрь 2009 (46)

....
Истоки дружбы История
Истоки дружбы

Исторические корни взаимоотношений и дружеских связей между предками кабардинцев и балкарцев с русским этносом уходят еще в эпоху бронзы, когда аборигенные племена Северного Кавказа установили контакты с племенами катакомбной культуры южнорусских степей. Богатый археологический материал адыгских могильников IV-XII веков позволяет проследить элементы славянской культуры в инвентаре и обряде погребений и сделать вывод о тесных торговых связях между народами Северо-Западного Кавказа и Южной Русью.

Отечественные историки считают, что предки адыгов имели тесные связи с восточными славянами еще до возникновения Тмутараканского княжества. Академик Б.А.Рыбаков на основе изучения кабардинского эпоса, славянских сказаний и византийских источников полагает, что в Северо-Западной части Кавказа в середине 1 тысячелетия н.э. находились значительные массы славян, которые сохраняли эпические сказания о событиях в Причерноморье и на Дунае, а впоследствии они растворились среди адыгских (зихско-керкетских) племен и принесли в эту среду русский эпос. По мнению известного кавказоведа Л.И.Лаврова, археологические, этнографические и языковые материалы позволяют говорить о связях с глубокой древности адыгов и славян. И он полагает, что «из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими с восточными славянами являются адыги».

Первоначальные сведения русских летописей («Повесть временных лет») и памятников устного народного творчества («Слово о полку Игореве») характери¬зуют контакты и взаимоотношения касогов с Киевской Русью, а более конкретно – с Тмутараканским княжеством. К этому времени, т.е. к X в., предки современных адыгов (кабардинцев, адыгейцев и черкесов) – зихи и касоги – представляли собой мощные союзы племен, объединенные общностью территории и единым языком. Они имели широкие политические, торговые и этнокультурные связи с окружающим их внешним миром. Летописи сохранили любопытные эпизоды взаимоотношений касогов со славянами в период восточного похода Святослава (965 г.), княжения Мстислава Владимировича и Ростислава Владимировича в Тмутаракани (1020-1070 гг.) и т. д. Указанные отношения нельзя характеризовать однозначно: здесь бывали и походы друг против друга, и совместная борьба против общих врагов, и союзнические отношения. Исторический материал позволяет считать, что наличие с этого времени тесных культурных и экономических связей между предками адыгов и славян закладывали своего рода историческую традицию взаимоотношений двух этносов.

Во времена монголо-татарского нашествия адыго-русские связи были нарушены, но окончательно не прерывались. Но только с конца XV века, когда образовалось независимое Русское государство, они опять становятся систематическими. В XV – первой половине XVI в. социально-экономическое и политическое развитие адыгского этноса протекало в сложных условиях феодальных междоусобиц и постоянных войн с внешними захватчиками – Османской Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Особенно широкомасштабные наступления были предприняты против адыгов в первой половине XVI века. В своих действиях агрессоры преследовали не только грабительские, но и далеко идущие политические цели: обеспечить беспрепятственный проход турецко-крымских войск через Северный Кавказ в Закавказье и Среднюю Азию и поработить жившие здесь народы. В этот период и русское правительство было заинтересовано, в свою очередь, в укреплении юго-восточных границ государства и обеспечении твердых позиций на Дону и в устье Волги. Решению этой задачи служило завоевание Россией в 1550 годах Казанского и Астраханского ханства. Наряду с этим важную роль в ее политике могло играть установление контроля над крупными военно-стратегическими и торговыми путями, которые шли через Кабарду и другие северокавказские владения. Таким образом, внутреннее и внешнее положение адыгских народов, интересы восточной политики России и общая заинтересованность в борьбе с турецко-крымской агрессией обусловили сближение адыгов с Московским государством к середине XVI века.
В 1552-1557 гг. господствующая феодальная верхушка отдельных адыгских народов (кабардинцев, жанеевцев, бесланеевцев) через свои посольства обратилась за помощью и покровительством к Московскому государству. Хотя инициатива обращения исходила от адыгских правителей, в данном случае они выражали не только свои социальные интересы, но и объективно сложившиеся в обществе общенародные нужды.
Если исходить из конкретного содержания дошедших до нас фактических материалов, взаимоотношения Кабарды и Московского государства к середине XVI в. (1557 г.) могут быть определены как заключение между ними своеобразного взаимовыгодного военно-политического союза. Этот союз не предусматривал включения территорий адыгов во владения Московского государства. Принятие кабардинской господствующей верхушки и их подвластным населением русского подданства являлось определенной формой протектората. Согласно ей кабардинская феодальная знать сохраняла все свои местные права, т. е. фактически они оставались независимыми, сохраняя внутреннюю самостоятельность, и были связаны с русским царем лишь обязательствами военной службы.

В 1561 г. союзнические отношения Кабарды с Русским государством были закреплены династическим браком царя Ивана IV (Грозного) с дочерью верховного кабардинского князя Темрюка Идарова. Указанные политические события, прежде всего связывали царское правительство и кабардинскую феодальную знать, но они имели в последующем объективные последствия и положили начало процессу сближения двух народов.
Давая оценку политическому акту 1557 г. и отмеченному процессу, профессор Н. А. Смирнов писал: «Нет сомнения, что уже в то время русское правительство отдавало себе отчет в том, какое важное значение имеет Кабарда для поддержания добрососедских отношений России с народами Кавказа и с Ираном и для охраны южных пределов... Нельзя забывать, что устье Волги и Астрахань могли быть в безопасности только тогда, когда спокойно было в Кабарде».

С заключением военно-политического союза кабардинцы не избавились от турецко-крымских агрессий, но в своей борьбе они имели теперь сильного союзника в лице России. По просьбе князя Темрюка Идарова и его сторонников на восточных рубежах русское правительство воздвигает Терскую крепость. Кабардинским князьям русской ориентации оказывается часто военная помощь против внутренних и внешних врагов. Кабардинские военные соединения регулярно участвуют в военных меро¬приятиях Русского государства в Ливонии, Польше и против Крымского ханства на юге. Благодаря союзу с Кабардой, Русское государство значительно укрепило свои позиции в Предкавказье. С середины XVI в. начинается процесс выезда кабардинских князей на службу в Россию, который привел к складыванию здесь известных родов – Черкасских, Бековичей-Черкасских, Алеуковых, Мансуровых и др. Не будет преувеличением сказать, что род Черкасских сыграл одну из ведущих ролей в политической жизни Русского государства в XVI-XIX вв. Представители кабардинской феодальной аристократии играли важную посредническую роль и в налаживании дружественных отношений между Россией и другими северокавказскими народами.

В XVII в. кабардино-русские отношения развивались в сторону углубления и расширения. К 1620 г. относятся первые известия о балкарцах в Русском государстве. В 1650 г. из Москвы в Грузию отправилось русское посольство во главе со стольником Толочановым и дьяком Иевлевым. Их путь шел через Терский город, Кабарду и далее через «Болхары», т.е. Черекское ущелье. В мае 1651 г. послов принимали балкарские старшины Алибек, Айдаболла и Чеполов. Благодаря развитию кабардино-русских и русско-грузинских отношений, это ущелье часто проезжали различные посольства. Все это постепенно способствовало интересу балкарской феодальной знати к России. Следствием этого явилось посещение Москвы сыном Айдаболлы Артутаем, совершившим поездку в свите кахетинского царя Теймураза в 1658 году.

В период правления Петра I русская политика по отношению к Кабарде была двойственной. С одной стороны, в ответ на союзнические отношения в противоборстве с Турцией и Крымом царское правительство давало обещания о принятии на выгодных условиях Кабарды в состав России на правах автономного отдельного княжества. С другой, оно брало обязательства перед Турцией и Крымом не вмешиваться в дела Кабарды и не искать с ней союза.

По условиям Белградского договора 1739 г. специальная статья затрагивала впервые за всю историю русско-турецких противоречий спорный вопрос о Кабарде. Она была провозглашена «вольной» и должна была служить «барьером» между Россией и Турцией. Такое решение не соответствовало интересам кабардинского народа и делало его беззащитным перед любой агрессией.

Со второй половины XVIII в. Россия начинает проводить различные мероприятия по военной колонизации Северного Кавказа. На землях кабардинцев и других горских народов строились военные укрепления и крепости. В результате Кючук-Кайнарджийского договора между Россией и Османской Турцией в 1774 г. был осуществлен раздел сфер влияния, и Кабарда была признана составной частью России. С этого времени и до конца первой четверти XIX в. шло реальное присоединение Кабарды к России путем ее вооруженного завоевания. И даже в этих условиях, когда вопрос касался международных проблем, кабардинский народ неизменно выступал союзником России.

Русское правительство во все времена хорошо осознавало важное стратегическое и политическое значение Кабарды на Северном Кавказе. В официальном решении 1841 г. подчеркивалось, что «...связями родственными с князьями и дворянами других кавказских племен, уважением к их происхождению и гордым характером кабардинцы и до сего времени удержали еще значительное влияние на других горцев... и потому то сохранение спокойствия в Кабарде весьма важно в настоящую эпоху для Кавказа».

«Рапорт командиру отдельного кавказского корпуса генералу от инфатерии Нейдгарту»

Получив предписание Вашего Высокопревосходительства объявить кабардинцам, что за преданность ими Государь Император Всемилостивейший соизволил пожаловать им знамя, я собрал в Нальчике всех членов Кабардинского Временного суда, князей и старших узденей, дабы поставить их в известность о новом – блистательном доказательстве благоволия его генеральского Величества к кабардинскому народу.
За несколько дней до торжества начали съезжаться в Нальчик бесчисленные толпы кабардинцев и старшин прочих племен со свитою. Они немерились частью в Форштадт, частью в Вольном-ауле.
6-го декабря по окончании молебства и церковного парада я переправился через реку к ожидающему народу и, поздравив его с Высочайшее оказанное ему милостью, был встречен кликами восторга, потрясающими всю окрестность...

Здесь были: малокабардинцы, чеченцы, балкарцы, дигорцы и др. Были назначены распорядители из почетных кабардинцев. Князья, уздени, приглашенные гости в количестве 300 человек были приняты мною в зале, где танцевали европейские танцы и лезгинку. С 9 до 10 часов вечера продолжался фейерверк. Всего в торжестве участвовало более семи тысяч человек. Торжество продолжалось три дня.

Генер.-май. Голицын.
14 декабря 1843 г.
ф. 16, оп. 1,д. 252, л. 5-7.

Предписание военного министра
г. Главнокомандующему войсками на Кавказе
ген.лейт. Гурко от 13 дек. 1843 г.

Государь император Всемилостивейше дозволил отправить в С.-Петербург депутацию от Кабардинского народа для принесения всеподданической благодарности за пожалование сему народу знамени, соизволил высочайше отозваться, что депутация эта может прибыть сюда в течение января месяца 1844 г. к бракосочетанию ея императорского Высочества Великой княжны Александры Николаевны.

8 января Депутация в составе майора Мисоста Атажукина, прапорщика князя Кайтуки Хамурзина, князя Пшемахи Касаева, узденей I степени, поручика Батырбека Тамбиева, прапорщика Мета Куденетова, прапорщика Магомет-Мурзы Анзо-рова, Магомета Кошокова, коршта Камбота Докшукина парадного эфендия Умара Шеритокова, народного депутата Давлет-Гирея Тамбиева, переводчика Калабекова отправилась из Нальчика в Петербург. Депутация возвратилась в Нальчик 25 марта 1844 года.

Вторая половина XIX – начало XX в. – это период окончательной интеграции северокавказского региона в состав Российской империи. С постепенным вовлечением северокавказских народов в орбиту всероссийского рынка перед ними открывались пути новых форм деятельности во всех сферах общественной жизни.
Сегодня, как и в прошлом веке, остаются актуальными слова великого русского поэта А. С. Грибоедова, который, разрабатывая пути сближения русского и кавказских народов, писал: «Ничто не скрепит так твердо и нераздельно уз, соединяющих россиян с новыми их согражданами, как преследование взаимных и общих выгод, как начертание законов, согласных с местными обычаями, при этом правительство должно равно благотворить всем своим подданным, какой бы они нации не были».

В сентябре 1996 г. Президент Кабардино-Балкарской Республики В.М. Коков в своем докладе на торжественном собрании, посвященном 75-летию государственности Кабардино-Балкарии, сказал: «К великой гордости нашей, святость своей непоколебимой дружбы с великим русским народом, свою беспредельную преданность единожды данной клятве кабардинский и балкарский народы пронесли через века и выразили идущими от всего сердца словами «Навеки с Россией!», высеченными на монументе, сооруженном в честь 400-летия добровольного присоединения к России в столице нашей республики – городе Нальчике.»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Рекалма

Голосуем за наши красоты

Кавказские дольмены, Эльбрус

Погода
Cсылки
ТВ-программа
Гороскопы
Сонник
Анекдоты
Товары
Автомобили
Работа
Карта мира
Авиа и ЖД расписание

Адыгэ псалъэ
Адыгский форум
Журнал Псынэ
Газета Юга
Адыгский онлайн словарь

Nalchik.ru Интернет-портал города Нальчик

Официальный сайт Кабардино-Балкарской правды Сайт города Тырныауз

Эльбрус экстрим Культура КБР

Эльбрусоид KBRSHOP.RU : GScomputers

Кабардино-Балкария. Мир и мы. Кавказский интернет-портал

СМИ КБР Сайт Зольского района

ООО Борэн - производственная компания

информация о нас

главная | новое на сайте | статистика | карта сайта обратная связь | сделать стартовой | в избранное

www.heku.ru www.elot.ru www.adygi.ru Джэгуак1уэ: адыгская (черкесская) история и генеалогия www.vestikbr.ru

Rambler's Top100 © 2007-2012 GS